Дизайн в Китае - угроза или новые возможности?


Дизайн в Китае - угроза или новые возможности?

Брюс Тарп, преподаватель Института Искусства Чикаго и независимый дизайнер, и Стефани Мансон, преподаватель промышленного дизайна в Университете Иллинойса, решили выяснить, насколько обоснованы разговоры об угрозе китайского дизайна для остальных рынков мира. Своими размышлениями они поделились с читателями сайта Core77.

Встав с дивана…
Без сомнения, последнее время очень много ведется разговоров по поводу реального или воображаемого подъема промышленного дизайна в Китае. Мы говорим «воображаемый подъем», чтобы подчеркнуть, что их приближающееся мировое доминирование в этой области еще не очевидно, несмотря на все дискуссии на дизайнерских конференциях, поддерживающие это мнение.

Мы согласны, что появление Китая на мировом рынке дизайна заслуживает пристального внимания, ведь ставки достаточно высоки – помните времена, когда американские заводы не были забиты соками юппи (сделанными в Китае)? Но пока все, что мы слышали, отдает паникерством и далеко идущими догадками. Нас преследовал вопрос, что же на самом деле происходит с китайским промышленным дизайном – в плане образования и практики – поэтому мы решили поехать туда и посмотреть сами.

Мы провели три недели в мае и июне 2005 года, путешествуя по Китаю, начав в Шанхае, затем поехав 1,000 миль к западу до Ченгду (провинция Жечуан) и обратно на восток в Пекин. Помимо встреч с китайскими промышленными дизайнерами, а также западными предпринимателями, исследующими местный рынок промышленного дизайна, нам повезло побывать на лекции в одном из наиболее известных центров промышленного дизайна страны – Университете Южного Янцзы, Школе Дизайна, расположенном в 80 милях к востоку от Шанхая. (Они были очень гостеприимны, и мы благодарны за все их усилия.)

Китайское образование
Обсуждая состояние китайского промышленного дизайна со студентами, преподавателями и дизайнерами, мы были больше всего поражены проблемами, которые стоят на их пути.

Узнав, что по статистике сейчас в Китае более 400 дизайнерских школ и более 10,000 выпускников каждый год, мы с удивлением обнаружили, что только малая часть находит работу в области дизайна. Такие цифры (с 1980-х гг. количество дизайнерских школ увеличилось на 2000%) наводят на мысль о большом спросе. Однако перспективы студентов получить работу хуже, чем в Соединенных Штатах; они не ожидают, что будут работать дизайнерами, по крайней мере, в ближайшем будущем.

В то время как мы считаем, что дизайнерское образование полезно за традиционными пределами области (у нас обоих полная занятость в сфере образования), существует вопрос, что означает наличие резерва в десятки тысяч образованных дизайнеров. (Мы понимаем, что это очень небольшая часть от населения в 1,4 миллиарда человек, но такие поразительные цифры еще больше сбивают с толку).

Повлечет ли за собой избыток китайских дизайнеров падение заработной платы, помогая еще больше популяризировать дизайн? Может ли быть достаточно работы для нынешнего числа выпускников? (И что же будет, если они все будут разрабатывать дизайн изделий?!) Что будет означать изобилие китайских дизайнеров, жаждущих устроиться на работу, для дизайнерских рынков других стран?

Беспорядочный китайский рынок
В то время как избыток выпускников не является новинкой в таких странах, как Австралия, Великобритания и США (помимо многих других), почему перспективы китайского дизайна в недалеком будущем являются такими пугающими? В конце концов, столько изделий разрабатывается и производится для огромного и продолжающего расти китайского внутреннего рынка. Ответ имеет отношение к тому, насколько незрелым является их рынок и (осмелимся сказать) насколько квази-капиталистическими являются их системы производства.

Мы были поражены, насколько китайский рынок похож на послевоенный американский, конца 40-х и 50-х гг. Он настолько огромен и относительно прост, что плохой дизайн хорошо продается. Многие китайские производители не видят необходимости в дизайнерах, или даже в хорошем дизайне – слишком мало бизнеса, чтобы тратиться на дизайн.

Единственная причина, почему на Западе больше «хорошего дизайна» - это потому что нам приходится вкладываться в него, как в единственный дифференцирующий элемент на насыщенном рынке. Зачем китайским производителям нанимать дизайнеров, если даже та халтура, которую придумывают их инженеры, не может быть достаточно быстро произведена?

Или аналогично, зачем производителям дизайнеры, если она могут «украсть» интеллектуальную собственность у остального мира? Даже машины копируются самым наглым образом.
Китай любит зарубежные товары и бренды (отчасти из-за того, что их собственные считаются низкокачественными), а производители, обслуживающие китайский рынок, вынуждены копировать существующие дизайны. А дизайнерские навыки, необходимые для обновления ассортимента или копирования новейших устройств, незамысловаты.

И это то, что китайские преподаватели и студенты дизайна открыто признают. Как упомянул один профессор на ломаном английском (который значительно лучше нашего китайского), «Наша креативность нехороша». Некоторые профессоры, с которыми мы разговаривали, жаловались, что китайское дизайнерское образование концентрируется скорее на традиционном дизайне и основных навыках разрешения проблем, чем на более важных вопросах решения проблем, которым они могли бы уделять больше внимания. В США также существует подобная проблема, но здесь она более выражена.

Сначала бизнес, потом (творческое) удовольствие
Направленность бизнеса стала очевидной, когда мы читали лекции нескольким сотням китайских студентов – Стефани по исследовательскому (2020 г) проекту Chicago Mercantile Exchange, касающемуся торговли товарами широкого потребления, а Брюс – по исследовательской работе группы ученых Ideation Group в Haworth.

Концептуальная, ориентированная на будущее, иногда утопичная работа дизайнера абсолютно им непонятна. В то время как в США такие проекты имеют большой спрос, китайские студенты продолжали спрашивать «зачем?». Их вопросы и комментарии оставили у нас впечатление, что они не придавали значения дизайнерской работе, которая слишком далеко отстоит от требований повседневного, обычного производства.

И в этом заключается разница между обучением промышленному дизайну в США и в Китае. Как очень многие уже успели заметить, эта инновационная, ориентированная на решение проблем работа должна в будущем стать главным отличием США среди популяризованного в других странах промышленного дизайна. Действительно, какой еще у нас есть шанс, когда китайские дизайнеры смогут разработать дизайн за часть от заработной платы на Западе? Мы согласны, что обучение промышленному дизайну в США должно продвинуться еще дальше, чтобы избежать несоответствий.

Но вопрос еще в том, через какое время 10,000 выпускников китайских университетов в год пойдут по тому же пути. Один китайских профессор предположил, что пройдет около сорока лет, прежде чем они разовьют эти навыки новейших исследований, способности формирования идей и разрешения проблем, которые уже преподают в некоторых передовых университетах дизайна США. Конечно же, такой прогноз дает Западу немного времени, даже если бы речь шла всего лишь о паре десятилетий, но он поднимает вопрос о том, что будет дальше? Такие предсказания, конечно же, интересны и помогают проиллюстрировать нынешнее представление о дизайне, но заглядывать слишком далеко в будущее любой нации может быть рискованной попыткой.

О чем мы не говорим
Некоторые проблемы, стоящие перед Китаем, о которых меньше говорят и которые повлияют на дизайн, связаны с социальными и политическими вопросами. Многие ученые, как в Китае, так и за рубежом, отмечают, со сколькими проблемами придется столкнуться Китаю в ближайшем будущем. Не забывайте, что это коммунистическая страна, играющая в капиталистической песочнице.

Существуют огромные проблемы личной и социальной свободы, связанные с ядром китайской политической системы. Китайцы также вовлечены в массовый социальный эксперимент, заключающийся в переселении миллионов сельских жителей в города в надежде поднять уровень занятости и благополучия. Также существует проблема излишних инвестиций в инфраструктуру – строятся суперскоростные шоссе, которые никуда не ведут, возведение огромных больничных комплексов замораживается на полпути, становясь впоследствии пристанищем для бездомных китайцев.

Также актуальны вопросы огромной рыночной спекуляции; коррумпированной (даже в свете последних событий в США и Европе) фондовой биржи; нежелания придавать значение проблемам интеллектуальной собственности, что ставит под угрозу отношения с другими странами; разрастающегося конфликта с Тайванем, вся серьезность которого мало понятна обычному представителю Запада и культуры с глубокими корнями, чье практически диктаторское превосходство бросает вызов инновациям и подавляет нестандартное мышление.

Типичный американский оптимизм
Итак, в то время как мы согласны, что китайский вопрос необыкновенно важен в плане угроз и возможностей для промышленного дизайна США и других стран, важно понимать, что многое зависит от различных социальных, культурных и политических вопросов. В отличие от других профессий, которые уже пострадали от аутсорсинга, у промышленного дизайна США есть шанс пересмотреть свой взгляд на конкурентный ландшафт и соответственно к нему приспособиться. Мы думаем, что у нас скорее появляются новые возможности, чем угрозы – если мы будем достаточно умны.

Но для этого мы должны будем стараться избегать ловушек ксенофобии, этноцентризма и высокомерия, в которые мы частенько попадаем. Китайский вопрос дает нам возможность пересмотреть суть обучения промышленному дизайну и дизайнерского бизнеса вообще. Если США действительно является лидером в передовом дизайнерском мышлении, разрешении проблем и формировании новых идей, тогда у нас есть шанс применить эту способность в отношении вопроса определения самого Дизайна. Давайте встанем с дивана (потому что однажды он может быть разработан в Китае, а не просто произведен).

Креатив и дизайн »


Дата публикации: 19/08/2005


По материалам "Core77"все новости  › › ›