Краткая история становления дизайна в США


Краткая история становления дизайна в США

"Американская система" массового производства, успешно внедренная в середине 19 в., характеризовалась масштабным производством стандартизированной продукции с взаимозаменяемыми частями. Сильно отличающаяся от индивидуализированного ручного ремесленного производства, эта система потребовала механических станков, движимых искусственно вырабатываемой энергией и упрощенных операций, наделяя изделия эстетикой с определенными свойствами, - так появился промышленный дизайн. Сначала посредством этой системы вырабатывались револьверы, часы - настенные и карманные, а также приспособления для ведения сельского хозяйства. Однако постепенно с применением принципов массового производства начала вырабатываться подавляющая часть потребительских товаров.

Швейные и печатные машинки стали первыми изделиями, намеренно разработанными с учетом различных акспектов их использования конечным потребителем. Это время можно считать начальными стадиями применения принципов промышленного дизайна на практике. Например, для того, чтобы продавать свои швейные машинки, Исаак Зингер решил, что их необходимо орнаментировать, - так они бы лучше вписывались в домашнюю обстановку. Однако, если предполагалось, что машинки должны стоять в цеху, они должны были изготавливаться в черном цвете.

Несколькими десятилетиями позже, в 1908 г., Генри Форд усовершенствовал сборочную линию производства, сделав Model T полностью ориентированным на массовое производство автомобилем. Форд верил в дизайн, основные философские постулаты которого выражались в принципе "функционализма", за который так агитировал архитектор Луи Салливан (1856 - 1924). Функционализм, одно из первых осознанных направлений в дизайне, делал упор на "честном" дизайне, который подчеркивает то, для чего предназначен разрабатываемый объект. Наиболее емкое выражение этого направление заключено в известной фразе Салливана "форма следует за функцией". В первые годы становления промышленного дизайна автомобиль стал, подобно небоскребу позже, тем объектом, в процессе разработки которого дизайн должен был задействовать весь свой потенциал для получения успешного изделия, соответствующего тогдашнему уровне развития технологий и производства. Франк Ллойд Райт (1869 - 1959) был хорошо известным сторонником функциональной эстетики, что не мешало ему, однако, предпочитать делать эксклюзивные вещи для немногих избранных. При этом до подъема деловой активности в 1910-х и 20-х гг., когда наступила эра массового производства офисной мебели и оборудования, принцип функционализма не был массовым явлением.

На протяжении 1910-х гг. изобразительные искусства, особенно в Европе, оставались все еще наиболее определяющим фактором в дизайне. Стиль ар-нуво, наиболее отчетливо выраженный в работах бельгийского дизайнера Хенри ван де Вельда (Henry van de Velde), базировался на органических формах и антагонизме по отношению к механизированному массовому производству. Дадаист Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) продвигал идею того, что самые прозаичные утилитарные объекты - это и есть произведения искусства. Ле Корбюзье развивал пуристскую теорию, полагая, что человек - это такой же функциональный объект, каковым является любая машина и что предметы надо рассматривать как продолжение человеческого тела. Пьет Мондриан (Piet Mondrian) и Джери Ритвельд (Gerrit Rietveld) придерживались идеалов De Stijl, движения, которое было основано в Голландии в 1917 г. De Stijl сводил вещи к их базовым элементам - основные формы, прямые углы и базовые цвета. Однако, хотя все эти школы приобрели многих сторонников и повлияли в различных аспектах на дизайн товаров потребления, наиболее влиятельным движением для становления американского промышленного дизайна было течение Баухауса, основанное в 1919 г.

Однако до кризиса 1929 г. промышленный дизайн в США не рассматривался как самодостаточная сфера деятельности. Многие дизайнеры, задействованные ранее в театре или рекламном бизнесе, были вовлечены во времена Великой Депрессии, чтобы создавать жизнеспособные и практичные изделия для рынка, хотя еще и небольшого, однако, насыщенного конкурентными продуктами и услугами. На этих дизайнеров оказала огромное влияние модернистская эстетика Баухауса. Они принесли промышленный дизайн в дома, применяя принципы модернизма к бытовой технике, мебели и даже архитектуре. Уолтер Дорвин Тиг (Walter Dorwin Teague) (1883 - 1960) начинал как графический дизайнер, однако, уже в 1920-х гг. стал применять свои способности в трехмерной их реализации. В течение своей карьеры он разработал фотоаппараты для Коdak и стал хорошо известным благодаря своим усовершенствованиям в области дизайна автомобилей, бензоколонок, интерьеров самолетов и универсальных магазинов, бытовых приборов, конторского оборудования, инструментов и мебели. Рэймонд Леви (Raymond Loewy) (1893 - 1986), француз, эмигрировавший в Америку, стал известным после редизайна копировального аппарата Gestetner, сделав его более функциональным и эстетичным. В 1935 г. Леви усовершенствовал дизайн холодильной камеры Coldspot для Sears, покрыв холодильный отсек белой эмалированной сталью, снабдив его хромированным крепежом и добавив различные опции, сделавшие изделие более удобным для пользователя. Теперь это изделие могло поместиться в контейнер любого размера, имело полуавтоматический дефростер и было снабжено подносами для мгновенного получения кубиков льда.

Henry Dreyfuss (1904 - 1958) первоначально специализировавшийся на театральном искусстве, открыл бизнес по дизайну интерьеров в 1929. В 1937 он сделал редизайн телефона Bell, снабдив его невысоким профилем и разместив рисивер и раковину в одну деталь - телефонную трубку. Это был дизайн, основанный на принципах простоты: просто использовать, просто мыть, просто производить. Dreyfuss проявил себя как незаурядный дизайнер в области взаимодействия человека и объектов вокруг него. Он провел много времени, изучая человеческое тело и стал первым пропагандистом эргономики, наиболее полно выразившим себя в книге Designing for People (1955) и The Measure of Man (1961).

Norman Bel Geddes (1893 - 1958) - еще один дизайнер, вышедший из театра, отдал свой талант проектированию в области авиатехники. И хотя он не открывал обтекаемости форм, он немало поработал над демократизацией этого направления. Популярные между 1927 и началом Второй мировой войны обтекаемые формы характеризовались металлическими поверхностями, длинными, закругляющимися, горизонтальными кривыми, скругленными углами и исключением выступающих частей. Все это базировалось на научных принципах и стремиловь к максимальной аэродинамичности в условиях воды и воздуха. Обтекаемые формы были крайне популярны и проявляли себя на железных дорогах и в трейлерах, тостерах и соковыжималках, символизируя скорость, эффективность и нацеленность в будущее. Примеры - Boeing 247 1933 года выпуска, Douglas DC1, Chrysler "Airflow" от Carl Breer (1934).

Стили в промышленном дизайне мало изменялись в течение нескольких послевоенных десятилетий. Формула "форма следует за функцией" стала как бы кредом этого периода во всем мире дизайна. Исключением из функционалистской эстетики стала автомобильная индустрия. Кадиллаки и Бьюики 50-х и начала 60-х годов стали известными благодарями своим диковинным цветам - розовому, бирюзовому, желтому, а также из-за пышных общих форм, заканчивающихся выступающими плавникообразными частями.

Большинство американских домов в это послевоенное время были наполнены изделиями американского дизайна. Однако уже к середине 60-х ситуация стала меняться: либеральная культура стала более толерантна к вариациям в дизайне, да и другие страны стали более активно продвигаться на американский рынок. Стройные стерео от Bang and Olufsen наряду с более воинственными изделиями из Японии начали пользоваться все большей популярностью. Итальянские печатные машинки от Olivetti появились в офисах одновременнов с IBM. Количество кофеварок от Braun на американских кухнях росло по нарастающей.

К концу 70-х и в начале 80-х годов технологии миниатюризации в электронике радикальным образом изменили быт американцев. Влияние компьютеризации революционизировало и способ коммуникации людей, и природу самого дизайна. Компьютеризированные производственные линии сделали процесс производства гораздо более гибким, существенно сократив сроки, необходимые для производства изделий, что стало залогом большей дифференциации и в дизайне - таким по своей природе было производство 100 лет назад. В дополнение, меньшие по своим размерам части, типа микрочипов, сделали и сами изделия меньше, портативнее и более индивидуальными, символизируя все нарастающую дистанцию в межличностных отношениях людей, а также эгоцентризм, который захлестнул культуру в конце 20 века. Использование микрокомпонент также означало, что всевозможные электронные приспособлениями все больше напоминали игрушки: компьютерная "мышь" от Macintosh всего лишь один пример. Триумф микропроцессоров сделал машины и более персонализированными, и более "интимными" - люди стали носить их на своем теле. Sony Walkman - переносное стерео, которое можно было носить и на поясе, и вокруг шеи. Люди стали одевать на себя калькуляторы, пейджеры, сотовые и даже лэптопы. Влияние миниатюризации на дизайн, - то, что историк Peter Dormer назвал "большим подарком электронных технологий дизайнеру" - стало "средством создания образов личной свободы".

В то время как микропроцессоры позволили объектам стать меньше, тоньше и портативнее, дизайн постмодернизма также изменял внешний вид изделий массового производства. Архитектор Robert Venturi (1925 -) стал одним из первых американских пропагандистов постмодернистского дизайна, написав в 1972 "Знания из Лас Вегаса". Формально основанная в Италии в 1981, названная "Мемфис", школа постмодернизма восприняла яркие стили и цвета. "Мемфис", намекающая своим названием и на Элвиса, и на Древний Египет, выступала против засилья официального дизайна модернизма, который в глазах приверженцев этой школы выступал на стороне технологичности и крупных американских корпораций. В противовес этому, дизайн постмодернизма стремился к большей эгалитарности и включении стилевых элементов как из "высокого", так и из "низкого" искусств - от мрамора до формайки, от греческих колонн до перфорации. Michael Graves (1934 -) - еще один американский архитектор и дизайнер постмодернизма, начал с дизайна тостеров, картинных рамок и другой утвари для сети магазинов, предназначенных для среднего класса где-то в конце 90-х годов, продавая то, что раньше считалось high style.

Появление постмодернизма многие рассматривают как триумф поверхности над сутью. Являясь в гораздо большей степени плодом века информации, нежели промышленности, постмодернизм, возможно, означает конец господства дизайна п р о м ы ш л е н н о г о и начало новой этики дизайна, основывающейся на сверхреальности виртуального пространства, а не на материальных и осязаемых объектах.

Подробнее о российском Дизайне >>


Дата публикации: 08/12/2004


По материалам "St. James Encyclopedia of Pop Culture"все новости  › › ›