Логотипы или Знаки?


Логотипы или Знаки?

Данные размышления о сути образования и существования Знаков никак не претендуют на истину в последней инстанции, а призваны помочь разобраться в причинно-следственных взаимосвязях, способствующих рождению-созданию Знаков для выполнения функции , применяемой различными Компаниями, для того чтобы отличить свои Товары или Услуги, от похожих Товаров и Услуг других Компаний на различных экономических пространствах и в разных странах .

Поскольку, сам процесс создания Знаков или Логотипов, как принято неправильно называть создаваемые Знаки, напрямую связан с практическим применением созданных Знаков в коммерческой деятельности ( а иначе для чего создавать Знаки, если их не использовать ?) , то сама терминология никак не может быть иной, чем обозначенная в Законе Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Продолжим обсуждение нашей темы с уточнения терминологии.


Чаще всего встречающимся термином, которым козыряют различные менеджеры, исполняя свои повседневные обязанности, является термин Товарный Знак или Знак Обслуживания. Практика применения данной терминологии тяготеет к наиболее часто распространенному применению термина Товарный Знак в обеих значениях, одинаково применимых к выделению среди других Компаний как Товаров Компании , так и Услуг Компании.

Однако термин Товарный Знак являет собой исключительно с о б и р а т е л ь н о е понятие, и как понятие разделяется на различныее Виды Товарных Знаков. Смотрим Статью 5 «Виды товарных знаков» Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

«Виды товарных знаков

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Словесный Товарный Знак ( в простонародье - Логотип), как правило, являет собой название компании в виде слова или буквенной аббревиатуры, представленное в определенном графическом начертании, необычным , выделяющимся способом.

Графический Товарный Знак, как правило, являет собой символическое стилизованное изображение, обозначающее или отражающее в своей символике товары или услуги Компании).

Объемный Товарный Знак, как правило, являет собой объемное изображение в виде слова или буквенной аббревиатуры компании, или символического стилизованного изображения, играющего роль Объемного Знака компании .

Звуковой Товарный Знак , как правило, являет собой звук, или сочетание различных звуков, которые могут представлять собой как очень короткие фрагменты музыкальных произведений, так и всевозможных бытовых , промышленных , природных и других шумов, которыми компания, при проведении рекламных акций на радио, телевидении, увеселительных мероприятиях привлекает к себе внимание необычным, специально придуманным (сочиненным композитором) для компании звуковым способом .

Комбинированный Товарный Знак , как правило , являет собой сочетание между собой ,в том или ином виде, перечисленных ранее видов Товарных Знаков.

Кстати говоря, нужно отметить, что наиболее правильное применение Знаков по умолчанию предполагает максимальную их - Знаков - защиту в разных категориях. Патентная защита названия компании обозначает защиту как словесного, так и графического и объемного товарных знаков. Это относится, и даже в большей степени, к Графическим Товарным Знакам при Патентной защите Знака -СИМВОЛА Компании !

Хотелось еще отметить немаловажную деталь, которая значительно прояснит терминологические изыски и расставит раз и навсегда все точки над «i» в вопросе : « А когда же – слово, рисунок, эмблема, символ и т.п. переходят из категории Изображений в категорию Товарных Знаков ?»

Здесь ответ очень прост - начиная с момента подачи документов в Патентную Палату – РОСПАТЕНТ! Именно после такой приятной процедуры то или иное сочетание изображений превращается в Товарный Знак, конечно , только в том случае, если в результате данной процедуры – в конечном итоге Заявитель ( чаще всего компания , или частное лицо) получает на руки Свидетельство Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о том, что заявленное изображение зарегистрировано в качестве Товарного Знака или Знака Обслуживания, имеет свой регистрационный номер и срок действия регистрации .

Каждые десять лет Заявитель, как Правообладатель, или, в случае продаже Права на Товарный Знак другому Правообладателю, Правообладатель имеет право продлевать срок действия регистрации еще на десять лет !

Итак, несколько разобравшись в терминологии, поспешим к более прикладному занятию – практическому анализу своих предполагаемых действий .

Какому же из видов Товарных Знаков лучше отдать предпочтение , размещая заказ на создание Знака у приглашенного Дизайнера – Автора ?

Но , для начала, некоторое лирическое отступление . Считаю, что наряду со Свидетельством о Рождении, Паспортом, Дипломом о Высшем Образовании , так же трепетно нужно относиться и к Свидетельству Федеральной Службы по Интеллектуальной Собственности, Патентам и Товарным Знакам о регистрации на предпринимателя – ваше имя или на имяпринадлежащей вам компании Товарного Знака !

Работая на рекламном рынке с 1988 года, имею некоторое представления о компаниях –заказчиках Знаков, и, в этой связи, конечно, только для себя, выделил категории компаний по признаку «продолжительности жизни».

Итак , в силу сложившихся, или складывающихся экономических , юридических обстоятельств, компании, на мой взгляд, можно разделить на планирующие и не планирующие свое долгосрочное развитие .

Компании, для которых важно долгосрочное развитие , спешат заказывать дизайнерам патентно чистые – «охраноспособные» Товарные Знаки, которые, после определенных патентных процедур, будут служить компаниям много лет. Как я уже говорил, минимальный срок Патентной защиты Товарного Знака – десять лет !!!

Компании же, не беспокоящиеся о своем развитии, конечно заказывают дизайнерам знаки-«пустышки» , которые в очень скором времени будут обязательно подвержены «ребрендингу», знаки, владельцы которых принципиально не желают их патентно защищать , тем самым показывая широкой общественности, да и партнерам- конкурентам временность существования своего предприятия !

Глобально можно сказать, что существуют по меньшей мере два пути , по которым может «бежать творческая мысль» дизайнера , это – создание изображения Словесного Товарного Знака , или создание Графического Символа – Графического Товарного Знака . Опять же оговорюсь – Товарным Знаком оба изображения становятся после подачи документов в Патентную Палату – РОСПАТЕНТ , и после получения официального свидетельства !

Однако, предположительно рассматривая эти два пути создания Знаков, хочу привлечь внимание к особенностям или нюансам Патентного характера !

Словесные Товарные Знаки – и это доказывается Патентной практикой – постоянно вступают во всевозможные конфликты между тождественными Словесными Товарными Знаками , причем обуславливается это тем , что , примерно , более 90 процентов всех заявляемых для Патентной защиты Знаков , являются Словесными Товарными Знаками!

И здесь особую роль играют данные по приоритетам заявок на Патентную защиту на территориях различных стран , описательные составляющие каждого Знака – дающие возможность разглядеть отличительные особенности , фонетические исследования на тождественность звучания похожих Словесных Товарных Знаков ! И т.д. и т.п.

И , наконец, многочисленные языковые группы, служащие основным источником для поиска подходящих названий для компаний , увы, имеют ограниченное количество слов , подходящих по смыслу для названия Компании .

Последнее обстоятельство напрямую связано с огромным количеством одинаковых названий, которыми новые , да и не только новые Компании хотят владеть на основании Патента на Словесный Товарный Знак !

Отсюда и бесконечные патентные войны за право эксклюзивного обладания конкретным названием на территории конкретного государства или государств .

Предыдущая сентенция была изложена для исключительно познавательных целей, с тем, чтобы знать глубины процессов, с которыми сталкивается каждый дизайнер при создании графического образа Словесного Товарного Знака !

Спешу заметить , что при создании дизайнером образа Знака – Символа, Графический Товарный Знак менее подвержен всевозможным трениям Патентного характера , поскольку , в процентном отношении к заявляемым Словесным Товарным Знакам – Графические Товарные Знаки представлены значительно меньшим числом, а это означает, что «патентная конкуренция» среди Графических Товарных Знаков – значительно меньше !!!

И, здесь , вплотную мы подходим к прикладной подтеме нашей статьи , а именно , как же правильно заказывать Знак? Отвечая на этот вопрос, нужно , опять же отметить , что я в своей практике использую правило обоюдной ответственности и Заказчика, или официального представителя компании, и дизайнера .

ТТЗ – творческо-техническое задание – должно обязательно присутствовать в письменно составленном Договоре на создание Знака, поскольку именно ТТЗ определяет «вектор» направления творческой мысли дизайнера и обозначает рамки ТТЗ в понимании самого заказчика, одновременно являясь юридической основой для последующего принятия готовой работы – Знака .

Хочу особо отметить, что дизайнер, как автор, до момента письменной передачи своих имущественных прав на созданный им Знак полностью обладает всеми авторскими правами на разработанный им Знак !

И еще ,зная о том, что в создаваемом Знаке главное – это ИДЕЯ , предпочитаю работать со 100 % предоплатой , оговоренной в Договоре на создание Знака . Такое действие мотивировано тем, что идея Знака может быть уяснена заказчиком при демонстрации Знака в течение первых нескольких секунд, что , как правило, является препятствием для последующего получения автором – всего авторского вознаграждения, оговоренного в Договоре на создание Знака !


Дата публикации: 06/10/2008


все новости  › › ›